Пресс-центр
logo

Нестабильный рост. Чего ждать в 2023 году от рынка акций (КоммерсантЪ)

Распечатать

Минувший год запомнится инвесторам как время самой высокой волатильности на российском рынке и заморозки иностранных активов. По итогам года индекс Московской биржи потерял свыше 43% капитализации, при этом в отдельные дни падения были двухзначными. В наступившем году участники рынка ожидают роста на 20-40% при нейтральном геополитическом фоне, даже если мировую экономику накроет рецессия. Ключевыми рисками выступают развитие вооруженного конфликта на Украине, антироссийские санкции, состояние мировой экономики. Поддержать рынок могли бы институциональные инвесторы, но без стабильного роста их возвращение будет долгим

Стрессовый год

С самого начала 2022 года стал реализовываться риск, которого в конце 2021 года опасались многие участники рынка, - это вооруженные конфликты у границ с Россией. Началось все с массовых беспорядков в Казахстане, следом к нему добавилось расширение вооруженного конфликта на Украине, затем обострение конфликта между Арменией и Азербайджаном. Ключевую роль для российского фондового рынка сыграло начало СВО на Украине, в ответ на которую западные страны ввели несколько пакетов антироссийских санкций. В день начала СВО, 24 февраля, фондовый индекс Московской биржи рухнул сразу на 45%. И в последующие два месяца он отыграл часть утраченных позиций, но в конце года он все равно находился на значениях, которые почти вдвое ниже значений конца 2021 года.

Относительно перспективы 2023 года опрошенные портфельные управляющие и аналитики высказываются с осторожностью, но большая их часть ожидает в базовом сценарии повышения рублевого биржевого индекса на 20-40% до 2500-2800 пунктов.

В базовом сценарии, как отмечает инвестиционный консультант ФГ "Финам" Тимур Нигматуллин, цены на сырье для РФ останутся без изменений, геополитические риски умеренно снизятся, рубль ослабнет. "Мы ожидаем некоторого роста рынка в начале 2023 года после реинвестирования дивидендных выплат. Затем при отсутствии значимых геополитических или макроэкономических событий рынок может торговаться в боковом тренде", - отмечает аналитик по российским акциям УК "Ингосстрах-Инвестиции" Анна Михайлова.

В сложившихся условиях, как считает господин Нигматуллин, лучше ориентироваться на индекс Московской биржи полной доходности "брутто". В 2022 году индекс MCFTR (индекс биржи с дивидендами до вычета налогов) снизился лишь на 37%. Разница почти в 6 п. п. с основным индексом получается за счет дивидендов, полученных по акциям в их составе. Так, "Газпром" с учетом дивидендов просел на 37% против падения на 54% без учета дивидендов. "В 2023 году ожидается доходность в виде дивидендов около 10%, даже если сам индекс Московской биржи не изменится, к примеру, на фоне неизменности набора геополитических рисков", - отмечает господин Нигматуллин.

Между множества огней

Осторожность участников рынка относительно прогнозов на 2023 год связана в первую очередь с неопределенностью относительно вооруженного конфликта на Украине, который может, как и в 2022 году, очень сильно повлиять на российскую экономику. Но так как этот риск сложно прогнозируем, аналитики оценили только влияние рыночных событий в стране и в мире, к которым можно отнести антироссийские санкции, как ранее введенные, так и новые. В частности, участники рынка опасаются включения в санкционные списки вслед за Национальным расчетным депозитарием (НРД) Национальный клиринговый центр (НКЦ), через который на Московской бирже проводятся сделки с долларом и евро. Введение таких ограничений сделает невозможной биржевую торговлю ведущими мировыми валютами, а значит, торговля ими целиком станет внебиржевой, где курсообразование может быть менее рыночным.

Высокую неопределенность эксперты видят в том, как нефтегазовая отрасль будет подстраиваться под нефтяное эмбарго, а также установленные потолки цен на нефть ($60 за баррель) и газ ($2 тыс. за 1 тыс. кубометров). Тем более что руководство страны запретило российским компаниям продавать сырье при наличии в контрактах ограничительных уровней по цене. Аналитики ВТБ не исключают того, что в 2023 году произойдет снижение добычи нефти в РФ на 5-10%. Вместе с тем участники рынка не ждут катастрофических последствий для экономики и добывающих компаний. "Негатив от потолка цен будет ощущаться короткое время, поскольку идет активная работа по поиску новых рынков сбыта", - считает эксперт по фондовому рынку "БКС Мир инвестиций" Михаил Зельцер. По мнению аналитиков ИК "Велес Капитал", наименьшее влияние санкций почувствуют компании, способные эффективно переориентироваться на Восток (например, "Роснефть"), а также поставляющие нефть в Европу трубопроводным путем ("Роснефть", "Татнефть" и другие).

Даже в случае более сильного падения экспорта и цен на нефть негативный эффект от этого будет частично нивелирован падением курса рубля из-за ухудшения сальдо торгового счета.

"Ослабление нацвалюты положительно для денежных потоков и корпоративных прибылей экспортеров, доминирующих в структуре индекса Московской биржи", - подчеркивает Тимур Нигматуллин. По словам Анны Михайловой, существенное обесценение рубля позитивно для экспортеров, но негативно для компаний, ориентированных на внутренний рынок.

В условиях постоянно расширяющихся санкций на рынке ожидают активизации процесса по редомициляции российских компаний, а именно их перехода из иностранных юрисдикций в российскую или дружественных стран. Некоторые компании сообщали о планах рассмотреть смену юрисдикции для того, чтобы вернуться к распределению прибыли среди своих акционеров и провести корпоративную трансформацию бизнеса. Интенсивность этого процесса, как считают участники рынка, будет зависеть от геополитической обстановки, но при любом ее развитии он будет длительным. Более активному процессу возвращения компаний, как считает Михаил Зельцер, мешают препоны депозитарно-клирингового характера со стороны стран, вводивших ограничения прав России.

 

Виталий Гайдаев
КоммерсантЪ